картридж!
НИОКР в Японии

Е. КОМАРОВ

Современная Япония - это одна из ведущих стран мира. Для е╠ социально-экономического развития характерными являются семь основных составляющих: труд, образование, НИОКР, управление производством, роль государства, ресурсосбережение и информатизация. Поэтому, делая акцент в данной статье на одной из них, следует иметь в виду и другие, которые взаимосвязаны между собой.


РАНЬШЕ И СЕГОДНЯ

Развитие НИОКР в Японии можно разделить на два этапа: первый 1945-1973 гг. (окончание Второй мировой войны - мировой энергетический кризис) и второй с 1973 года - по настоящее время. Чем обусловлена такая периодизация?

Во-первых, временными границами, которые отражают как Экономическую историю страны, так и состояние в области НИОКР.

Во-вторых, методологическим положением о том, что динамичная страна, стремящаяся к достижению высоких показателей в социально-экономической и научно-технической областях, сначала находится "на старте", затем "разгоняется" и начинает "набирать высоту", достигая определенных результатов.

И, наконец, в-третьих, сопоставление различных количественных данных применительно к НИОКР дает основание для определения двух этапов с их характерными особенностями.

Первый этап 1945 - 1973 гг. Эти годы называют "заимствованием", "впитыванием", "усвоением" или "освоением" того, что было достигнуто в мире в области науки и техники промышленного производства.

С начала 50-х годов Япония становится одним из крупнейших в мире покупателей новейших
научно-технических достижений. В 1950-1978 гг. она приобрела около 26 тыс. иностранных патентов и лицензий, потратив на это около 7 млрд. долларов. При этом 65 процентов патентов и лицензий было закуплено в США, 35 процентов - в странах Западной Европы /2, 30/. Страна выбрала курс освоения передовых технологий для технического обновления, прежде всего таких отраслей как черная металлургия, электротехническое и транспортное машиностроение, химическая промышленность. Это позволило выиграть время и сэкономить огромные средства при перестройке экономики.

По расчетам специалистов, общий выигрыш Японии от импортных лицензионных соглашений за период с 1950-1951 по 1968-1969 финансовых годов составил 70 млрд. долларов, или около 25% всей суммы валовых накоплений основного капитала за тот же период /2, 30-31/.

Исследования, проведенные в начале 70-х годов японским Агентством науки и техники, показали, что в среднем каждая лицензия на использование научно-технических достижений потребовала бы 4,5 лет НИОКР и расходов в размере 12,8 млн. долларов. Средняя же величина лицензионных выплат для одного соглашения средней продолжительностью 13,5 лет составляет 800 тыс. долларов /9, 45-46/.

Второй этап - с 1973 г. по настоящее время. Необходимо подчеркнуть, что к началу 70-х годов в стране были созданы организационные, кадровые и материальные предпосылки для достижения более высоких результатов в области НИОКР. Разразившийся в 1973 году мировой энергетический кризис стимулировал исследования, разработки и использование энергоэкономичных технологий. Так, при удвоении валового национального продукта за 1973 -1984 гг. потребности в энергетических ресурсах возросли в Японии всего на 7 - 8 процентов /5/.

В этот период увеличились расходы на НИОКР (см. табл. 1). В 1990 году по доле ассигнований в национальном доходе (3,51%) Япония начала опережать США (3,26%), одновременно уступая им по абсолютным размерам в 1,7 раза. При этом ассигнования на НИОКР распределялись следующим образом: 12,6% - на фундаментальные исследования, 24,2% - на прикладные и 63,2% -на разработки. По фундаментальным работам Япония уступает США, но по прикладным и разработкам находится на одном уровне или превосходит их. В сфере НИОКР в 1991 году было занято 940,3 тыс. человек, в том числе 66 процентов приходилось на исследователей /б, 5/.

Таблица 1
Расходы на НИОКР в Японии
Источник: Спандарян В. Деловая Япония. - М.; Мысль, 1991, с.36

Изменилась также и динамика технологического импорта и экспорта. Если в 1975 году платежи и поступления составили соответственно 592 и 233 млн. долларов, то в 1987 году - 1490 и 1958 млн. долларов /2, 37/. В 1990 году поступления от технологического экспорта к платежам за импорт составили 43 процента /б, 5/.

Появились и так называемые конкурентные результаты применительно к мировому рынку: в начале 80-х годов доля Японии в мировом экспорте товаров высоких технологий достигла 25 процентов по сравнению с 13 процентами в начале 70-х годов. Страна вышла на лидирующие позиции в судостроении, черной металлургии, автомобилестроении, оборудовании с числовым программным управлением, бытовой электротехнике, производстве полупроводников и интегральных схем /2,37/.

Япония, как и любая другая страна, вынуждена считаться с темпоритмическими характеристиками цикла "научные исследования - ОКР - производство".

Характеристика первая: сокращение цикла "исследования - производство". Так, например, с момента открытия способов фотографирования до их практического использования прошло 112 лет, для телефона этот период составил 56 лет, радио - 35, радара - 15,телевизора - 12,транзистора - 5 лет /7, 28/. В среднем научно-техническая новинка в начале XX века осваивалась производством за 35-40 лет, в 60-х годах - за 10-14 лет, в 70-х - за 4-7 лет, в 80-х - за 3-5 лет, и в 90-х - за 1-3 года. Сокращение этого цикла и ускорение темпов распространения технических нововведений привело к сокращению жизненного цикла самого нововведения и увеличению прибыли от новых товаров.

Важным показателем для Японии является концентрация большей части расходов на НИОКР (примерно 65-75 процентов) непосредственно в компаниях. Остальные расходы приходятся на университеты. При этом главная ориентация затрат на НИОКР в промышленных компаниях -коммерческая отдача.

Характеристика вторая: сокращение сроков обновления номенклатуры выпускаемых изделий, их моделей. В 20-е годы основная часть промышленной продукции выпускалась без существенных изменений в течение 5 -10 и более лет. В 70 - 80-е годы в ряде отраслей машиностроения ежегодно обновлялось от 25 до 50 процентов выпускаемой продукции. В 90-е годы в электронном машиностроении новая модель появляется примерно один раз в три месяца. На изменение моделей влияет динамика моды, вкусов, интересов, предпочтений, восприятия и мышления потребителей.

По словам одного из основателей всемирно известной фирмы "Сони" Акио Мориты, "в прошлом мы могли выпускать одну и ту же модель в течение полутора-двух лет; теперь (т.е. в конце 80-х годов - Е.К.) нам приходится менять модели каждые полгода, а нередко и чаще" /З, 288/. Для того, чтобы поддерживать высокие темпы обновления продукции, необходимо проявлять изобретательность в конструировании и применении новой техники, а также больше внимания уделять обучению рабочих /З, 288/.

Данная темпоритмическая характеристика обусловила так называемый "продолжающийся информационный подход" к выпущенному изделию, при котором применительно к его конструкции и условиям эксплуатации отслеживаются самые разные его характеристики, позволяющие вносить необходимые изменения.

Характеристика третья: увеличение объ╠ма и значения научно-технической информации.

Данная темпоритмическая характеристика имеет три важнейших аспекта:

1. Организация и использование информации в процессе НИОКР. В данном случае речь ид╠т о самых разных уровнях управления - общегосударственном, отраслевом или министерском и первичном, то есть применительно к данной компании. Без соответствующего уровня организации информации в той или иной области о патентах, открытиях, изобретениях (при прочих равных условиях) трудно рассчитывать на успех в цикле "исследования - разработки - производство".

2. Так называемый текущий обмен информацией между различными подразделениями компании. Ниже будут кратко охарактеризованы некоторые из организационных форм, используемых в фирме "Сони".

3. Уровень подготовки современных инженерных кадров, а также возможности для непрерывного пополнения,обновления и совершенствования своих знаний, или "персонифицированной информации". Специалисты используют специальный термин -"период полураспада", то есть знания у "застывшего" выпускника технического вуза через пять лет устаревают, примерно, наполовину. Поэтому конкурентоспособные компании большое значение придают повышению квалификации своих научно-технических кадров и считают их золотым фондом. Образно говоря, будущие разработки и, следовательно, будущее компании находятся в их головах.

ОРГАНИЗАЦИЯ НИОКР В КОМПАНИЯХ

Как отмечалось выше, в Японии большая часть НИОКР сосредоточена в промышленных компаниях, где появляется, примерно, 80 процентов крупных изобретений и нововведений в области техники и технологии /4,180/.

Можно выделить несколько видов организации управления НИОКР в японских компаниях.

Первый вид включает лаборатории общих исследований с внутренней специализацией по принципиальным (стратегическим) направлениям и лаборатории, которые специализируются на решении прикладных задач.

Второй вид отличается составом лабораторий и отделов, специализирующихся на предметных разработках и действующих автономно. Структурно лаборатории состоят из отделов, а отделы (со статусом лабораторий) включают лаборатории.

Третий вид характеризуется составом лабораторий, специализация которых соответствует специализации заводов, выпускающих ту или иную продукцию.

Как правило, организационная структура управления НИОКР в рамках компании представляет собой автономную систему. Научно-исследовательские лаборатории могут быть объединены технологическим Центром или Центром НИР. Такой Центр, наряду со своей главной стратегической функцией (ориентация на перспективные разработки) может выполнять и другие функции, связанные, например, со сбытом, подбором персонала и т.д.

Другая черта японской системы организации НИОКР - значительное внимание к информации относительно технологических процессов и стремление снять с руководителей научно-исследовательских подразделений заботу о финансах. Технологическая информация становится предметом как тактических,так и стратегических решений. При этом прогнозы в области технологии являются одним из ведущих звеньев, поскольку создают необходимую ориентацию у руководителей и сотрудников научно-исследовательских подразделений.

В 1988 году японская фирма "Нихон Кейдзай Шимбук Инк" и американская консультативная фирма "Буз Аллен энд Гамильтон" провели опрос менеджеров из 102 американских, 95 японских, 79 западноевропейских компаний, а также 27 компаний азиатского региона по вопросу технологического развития до 2003 года (см. табл. 2).

Отвечая на вопрос об эффективных средствах форсирования этого развития, представители промышленных кругов Японии и стран Западной Европы в первую очередь отметили совершенствование системы обучения управленческих кадров и расширение научно-технических коммуникаций, а затем рост размеров государственного финансирования и укрепление научно-исследовательского партнерства. По мнению американских менеджеров, наиболее важным являеет-ся развитие форм межфирменной кооперации в области НИОКР и расширение сотрудничества с университетами, а после этого -размеры государственного финансирования. Менеджеры из азиатских стран отдали предпочтение государственному финансированию, считая его наиболее эффективным для ускорения научно-технического прогресса в ближайшие пятнадцать лет.

Подавляющее число менеджеров считает, что только компании, реализующие мощные программы научных исследований и разработок, могут рассчитывать на успех в борьбе за рынки в XXI веке. Такую оценку дали 81,5 процента японских менеджеров и соответственно 71,4 и 60,8 процента руководителей из стран Западной Европы и США /8, 8/.

Важное место в организации НИОКР принадлежит также меж-корпорационным формам. В послевоенный период такой формойстали профессиональные научные общества, многие члены которых представляют промышленные компании. Позже им на смену пришли промышленные союзы, где необходимые функции выполняют работники, делегированные компаниями на определенный период времени.
 

Таблица 2
Научно-технические области, для которых прогнозируются наиболее высокие темпы технологического прогресса в период с 1988 г. по 2003 г.

Примечание: цифра вне скобок означает место, которое отдают той или иной области менеджеры данной страны; процент в скобках - число менеджеров, отдавших предпочтение соответствующей области.

Источник: НТР: проблемы и решения, 1988, ╪ 24(87), с.8.

Благодаря этим союзам в Японии осуществляются национальные научно-исследовательские проекты, которые затем служат основой для работы промышленных компаний.

Как уже отмечалось, основная доля финансирования для выполнения НИОКР приходится на частный сектор. Государство выступает "незначительным финансистом". Поэтому многие японские компании, выполняя собственные научно-исследовательские работы, одновременно разрабатывают тематику в соответствии с национальными проектами,способствуя, таким образом, их финансовой, кадровой и материальной поддержке.

Своеобразными межкорпоративными организациями выступают комитеты и советы министерств и ведомств, в которых представлены специалисты из промышленных союзов, ассоциаций и университетов.

Правительство Японии создает также "получастные" и "полуобщественные" организации с финансовой поддержкой со стороны промышленности. В них на основе временного перевода работают сотрудники из компаний, а также ушедшие на пенсию служащие правительственного аппарата. Тематика научных исследований в таких организациях может быть весьма разнообразной и объемной, с которой бы в одиночку не справилась та или иная компания.

Другим видом межкорпоративной организации научных исследований выступают комитеты по связи. Они осуществляют деятельность под контролем одного из банков и имеют название "группы" соответствующего банка. В свою очередь, имеются следующие разновидности групповой формы.

Первая форма - объединение групп в одну целую или метагруппу, менее подконтрольную банковскому капиталу.

Вторая форма - группа как взаимосвязь между поставщиками узлов и деталей, а также сборщиками конечной продукции.

Третья форма - как результат отделения или разделения отделов под влиянием изменений в деятельности компании. При этом родительская компания выполняет основные функции управления НИОКР.

Четвертая форма - связь корпоративных групп с торговыми компаниями.

Для проведения работ по новым научно-исследовательским темам некоторые компании объединяются через существующие межкорпоративные группы, образуя совместные проекты. При этом каждая компания специализируется на какой-то части проекта, поставив перед собой вполне конкретные цели.

Как показывает японский опыт, каких либо организационных открытий, или неизвестных форм в данном отношении не существует. Действует рациональное и известное правило: используются такие формы организации НИОКР, которые соответствуют практическим потребностям как с точки зрения перспективы, так и текущей практики.

"ИССЛЕДОВАНИЯ РЕШАЮТ ВСЕ!"

Таков один из главных лозунгов японской компании-пионера "Сони". Он появился значительно позже нашего отечественного правила "Кадры решают вс╠!", но практически имел и имеет весьма важное значение в е╠ деятельности.

Его смысл заключается в том, что проведение НИОКР позволяет осваивать новые технологии и новую продукцию, что, в свою очередь, обеспечивает коммерческие результаты. Таким образом, формула этого лозунга выглядит следующим образом:

НИОКР - новые технологии - новая продукция - коммерческие результаты.

В процессе своей деятельности "Сони" выработала определенные "сопутствующие правила", относящиеся к этой формуле.

Правило первое (в области НИОКР): "Знать, когда надо остановиться, а когда продолжать работу, - значит держать в своих руках ключ к успеху"/З, 332/.

Правило второе (в области технологий и товаров): "Создавая новый процесс или новое изобретение, мы хотим его использовать. .. Мы считаем важным применять имеющуюся у нас технологию для создания товаров, которые могут пригодиться людям" (3,402).

Правило третье (оценка НИОКР с коммерческой точки зрения): ".. .Если тот или иной проект неосуществим как коммерческое предприятие, ничто не может оправдать продолжение работы над ним" (3,332).

Обобщающее правило, или правило "практического чуда": "... брать теоретические идеи и превращать их в реальные предметы, при этом в такие, которые не могли представить себе авторы этих идей" (3,319).

Наряду с традиционными организационными формами НИОКР - специализированные лаборатории и отделы, научно-исследовательский центр, выполнение совместных проектов с другими компаниями и т.д., - "Сони" использует и свои фирменные. К ним, в частности, относятся следующие.

Ежемесячные совещания, где заслушиваются отч╠ты по НИР и ОКР. На них присутствует вс╠ высшее руководство компании и руководители отделов. На каждом совещании заслушивается 5-6 докладов по важнейшим научным исследованиям. Группа, работающая над проектом, сообщает определенную информацию. Если проект близок к завершению, то устройство демонстрируется "в металле". Высшее руководство принимает решение о продолжении или прекращении того или иного проекта по коммерческим соображениям.

Ежегодные технические ярмарки или "съезды для обмена технологиями" (только для сотрудников компании). Все отделы и проектные группы устраивают свои павильоны. Работники компании, в том числе из других стран, знакомятся с проводимыми исследованиями, будущими образцами технологического оборудования, новыми материалами. Работники обмениваются информацией, назначают встречи для более углубленного обсуждения проблем.

Одно время в "Сони" практиковались технологические симпозиумы, где руководители подразделений и сотрудники обсуждали выполняемые работы.

В научной сфере существует такое явление, как "добыча необходимой информации за горами и морями": необходимые сведения добываются где-то далеко за пределами своих стен, а в то же самое время они находятся в столе какого-то сотрудника. Чтобы избежать этого, необходимо обеспечивать "информационное поле" для своего персонала, который мог бы находить требуемую информацию, прежде всего, в своей структуре. Оценивая проведение технических ярмарок и технологических симпозиумов, руководство "Сони" делает упор на информационную полезность, исключение дублирования (не считая так называемых "конкурирующих проектов") и эффективное использование финансовых средств. /3,333-334/.

Проведение компанией международных научных конференций, на которых сотрудники выступают с докладами по фундаментальным и прикладным разработкам. Именно на одной из таких конференций в лаборатории Ацу-ги близ Иокогамы сотрудник "Сони" из Англии выступил с идеей цифровой видеозаписи. Шесть месяцев спустя один из инженеров этой лаборатории продемонстрировал действующую модель, основанную на высказанной идее.

Что же может обеспечить дальнейшую реализацию лозунга "Исследования решают вс╠!" не только применительно к деятельности "Сони", но и другим компаниям? Синтезируя различные оценки, можно выделить пять важнейших средств.

Первое - умение наилучшим образом использовать потенциал научных и инженерных кадров, а также рабочих, материализующих исследования и разработки, или эффект реализации человеческого потенциала.

Второе - "решение технологических проблем станет в предстоящие годы ключом к успеху компаний во вс╠м мире" /3, 331/ , или технологический эффект.

Третье - умение гибко менять организацию НИОКР, производства и управления, или эффект организационной гибкости.

Четв╠ртое - средства, формы и методы организации научно-технической информации, е╠ быстрого получения для целей НИОКР, или информационный эффект.

Пятое - обеспечение скоординированной взаимосвязи "исследования - разработки - производство", позволяющей максимально быстро осваивать научно-технические разработки, или эффект необходимого результата.

Используемые источники:
1) Грейсон Дж.К. мл., 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века /Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991.
2) Спандарьян В.Б. Деловая Япония - М.: Мысль, 1991.
3) Морита А. Сделано в Японии. История фирмы "Сони" /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993.
4) Как работают японские предприятия /Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.
5) Овчинников В. После "нефтяного шока" //"Правда", 1986, 14 января.
6) Динкевич А. Японская экономика: слагаемые успеха //"Экономика и жизнь", 1993, ╪24.
7) Реферативный журнал "Организация управления", 1976, ╪12.
8) Днепров А. Япония, США или Западная Европа? //"НТР: проблемы и решения", 1988, ╪ 24 (87).
9) Реферативный журнал "Организация управления", 1974, ╪1.
 

"Управление персоналом" ╪11 1999

Назад